Скандинавия. Часть 2. Норвегия. Берген, Хардангерфьорд, Флом и возвращение...

1 Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Утром следующего дня мы поехали в Берген. Дорога, паром, очередной фьорд – от всего увиденного захватывало дух…

Природа Норвегии, будь то Кафедра или не Кафедра, полагаю, не может оставить равнодушным никого. Хочется постоянно щелкать затвором фотоаппарата. В автобусе. На пароме. На ходу.

 

Итак, Берген.

Небольшой по нашим меркам город, а - в Норвегии – второй по значимости и величине. Со скромной, но красивой исторической частью:

Вот что о нем пишет наша шпаргалка – Вики:

Берген - столица фюльке Хордаланн и крупнейший город Западной Норвегии. Расположен на западе страны, на берегу Северного моря в регионе Мидтхорланн. Занимает Бергенский полуостров, защищённый от моря островами Аскёй, Холснёй и Сутра.

До 1299 года являлся столицей Норвегии, примерно до 1830-х годов также был крупнейшим городом страны. Сегодня Берген — крупный порт, центр нефтяной промышленности. В городе имеется университет. Средневековая набережная Бергена является одним из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На 2000 год Берген был провозглашён культурной столицей Европы; здесь проходил конкурс песни Евровидение 1986.

Город был заложен в 1070 году на берегу Вогенской бухты королём Олафом III. Через несколько десятилетий с северной кромки бухты был воздвигнут каменный замок Бергенхус. В XII и XIII веках в Бергене жили норвежские короли и епископы. С 1217 по 1299 годы Берген — столица средневековой Норвегии.

С ослаблением норвежской монархии в XIV веке власть в Бергене перешла в руки ганзейских купцов. Это им город обязан своей знаменитой набережной. Купеческое правление в Бергене фактически продолжалось до XVIII века.

12 августа 1665 года здесь произошло сражение между английской эскадрой адмирала Тиддимэна и отрядом купеческих ост-индских судов.

Несмотря на разрушительные пожары 1702 и 1916 годов, Берген на протяжении практически всей своей истории оставался важнейшим портом на западном побережье Норвегии. В 1665 году в Вогенской бухте разыгралось одно из сражений англо-голландской войны.

Берген делится на восемь районов (норв. bydeler): Арна, Бергенхус, Итребюгда, Лаксевог, Орстад, Осане, Фана и Фюллингсдален. Центр города расположен в районе Бергенхус. Население города по состоянию на 1 января 2016 года составляло 278121 человек… Т.е. меньше, чем в большинстве наших столиц областей, республик и краев… но как живут! И это – несмотря на ужасный климат. Так, например, в самом жарком месяце – июле - по статистике, средняя температура 14,5 градусов…

Считается, что Берген – один из самых «дождливых городов». Нам же он запомнился ярким, солнечным.

После краткой экскурсии, у нас было свободное время. Мы его, как обычно, использовали с пользой дела. Во-первых, в одном из магазинов купили икры в тюбиках (Kaviar, - что-то в этом духе). Разновидностей икры там великое множество, покупали «наугад» и в итоге оказалась отличная вещь! Потом, на рыбном рынке купили килограмм китового мяса. По словам гида, китов разрешено вылавливать только в Норвегии и Японии. Упустить случай попробовать кита мы не могли… Надо сказать, что какого-то особого впечатления китятина на нас не произвела. В целом вкусно, сложно с чем-то сравнить, но дорого: 8 евро за 100 грамм. Надо сказать, что нам этот гастрономический сувенир очень грамотно запаковали – он доехал до Москвы и не испортился.

И еще очень важная закупка: семейка троллей, которых мы покупали не в одном месте, но сейчас они составляют у нас дружную команду.

Знакомьтесь:

Пара – Олаф и Люси.

 

Потом семейство разрослось за счет младшего тролля  – Скандика, и старшего – Флоки.

После Бергена мы отправились к водопаду Стейнсдалсфоссен:

Оттуда проплыли на кораблике по Хардангерфьорду.

Вот что о нем интересного можно почерпнуть в Вики: «Хардангер-фьорд — фьорд в юго-западной Норвегии, третий по длине в мире и второй в стране. Фьорд окружён скалистыми горами высотой до 1,5 км, с которых ниспадает множество великолепных водопадов, в частности водопад Вёрингсфоссен высотой 145 м и Скьеггадалс. Хардангер-фьорд делится на множество более мелких фьордов, в том числе Квиннхерадс, Гранвин, Сёр, Эйд и Оса.

Хардангер-фьорд вдаётся в берег Скандинавского полуострова на 113 км (по данным БСЭ размеры 172 на 7 км). Начинается к югу от Бергена, у острова Стур в Северном море и тянется до плато Хардангер. Максимальная глубина 891 м, у входа — 253 м.

Вдоль побережья фьорда построены рыбоводческие хозяйства, электрохимические и электрометаллургические заводы, верфи, мебелестроительные и другие фабрики. Во фьорде ведётся разведение лосося и радужной форели.

Хардангер-фьорд является популярной туристической достопримечательностью, на его берегах расположено множество гостиниц. Фьорд известен прибрежными фруктовыми садами, которые цветут весной. От Сёр-фьорда открывается красивый вид на ледник Фолгефонна (третий по величине ледник в стране, площадь 220 км², высота до 1674 м), который в 2005 году был объявлен национальным парком. Рядом с устьем фьорда в Розендале в 1660-65 гг. барон Людвиг Розенкранц построил Русендальский (вариант: Розендальский) замок, известный ныне как «самый маленький замок Скандинавии».

На дне фьорда лежит потопленный 20 апреля 1940 германским кораблём миноносец типа «Трюгг» «KNM Stegg».

В интернете есть картины Хардангерфьорда:

Обратный путь до отеля мы проделали на автобусе. Основной достопримечательностью на этот раз были многокилометровые тоннели, пробитые в горной породе. Иногда даже встречались развилки. Подсветка чаще всего была голубоватая. А все потому, что когда сделали рекреационные зоны в тоннелях, были подсветки зеленые, желтые, голубые… может, каких-то других цветов. Так вот заметили, что народ останавливается прежде всего в местах, где синяя подсветка. В какой-то момент нас даже выгрузили из автобуса, чтобы полюбоваться этой подземной красотищей:

Социальная направленность норвежского государства выражается в том числе, в строительстве тоннелей даже для небольших деревушек, насчитывающих 20-30 дворов! Сравните с нашим подходом: на двухполосном (одна туда – другая - обратно) Носовихинском шоссе, забитом и днем и ночью, «висит» не один Железнодорожный с количеством населения уже под 200 тыс.! И это – столичный регион, 30 км. от Кремля. И правительство ничего… молчит… Все всех устраивает… «Здесь вам не тут», - вспоминаются в этом контексте слова одного нашего известного политического деятеля.

На следующее утро в Бергене мы поднялись на фуникулере, откуда открывались также потрясающие виды:

Еще фото Бергена:

Стоит отметить, что в какой-то момент я почувствовал усталость от окружающей красоты, как бы странно это не звучало… Меня захлестывали эмоции, восторг, краски, ветер… Почувствовал, что возвращение в нашу среднеевропейскую реальность будет шоком… 

После Бергена мы направились к водопаду Твиндефоссен.

Вот что о нем написано в интернете (лишнее удалил): «у Сталхеймского ущелья находится  Твиндефоссен (Tvindefossen) – самый крупный и большой водопад  Норвегии, который славится своей красотой. Высота его 152 м. Водопад является самым посещаемым из всех водопадов Норвегии. Этот каскадный водопад может быть бушующим, широким и ревущим весной, ранним летом и в дождливую осень. Тогда каскады теряются в огромном количестве воды, и водопад несется одним потоком. В разгар лета затейливые струи воды, переплетаясь, спадают с отвесных скал, отчетливо выделяясь на фоне множества причудливых каменных террас. По необустроенной пешеходной тропе можно подняться на самую вершину водопада. Существует у водопада и легенда о его чудодейственном свойстве омоложения и повышения «мужской силы», что делает его одной из важных достопримечательностей Норвегии и что наверняка является второй причиной его посещаемости. Здесь всегда огромное количество туристов, приезжающих не только посмотреть на природное чудо, но и набрать волшебной воды». http://www.vodopads.ru/blog/vodopad_tvindefossen_u_stalkhejmskogo_ushhelja_v_norvegii/2014-09-27-139

Вот наше фото водопада:

Далее мы сели на кораблик и поплыли по Неройфьорду в город Флом. Этот путь нам запомнился отчаянной «кормежкой» чаек, которые сопровождали нас и выхватывали куски хлеба из рук:

И красоты самого Неройфьорда:

После этого час-полтора мы «отдыхали» во Фломе, успев посетить все три сувенирных магазина (оказавшихся не такими уж дорогими).

Вот что сказано про Флом и одноименную железную дорогу в Вики:

«Фломская железная дорога (норв. Flåmsbana) — железная дорога на западе Норвегии протяжённостью 20,2 км. Является веткой Бергенской железной дороги. Имеет наибольшую в мире крутизну подъёма. Проходит через долину Фломс, соединяясь с Согне-фьордом. Дорога поднимается крутыми виражами по исключительно живописной горной местности, жемчужиной которой является водопад Кьёсфоссен. В настоящее время железная дорога используется, прежде всего, в туристических целях.

Перепад высот линии составляет 863 метра. Почти 80 % всей трассы имеет степень подъёма в 55 тысячных долей, что соответствует подъёму более чем в один метр на каждые 18 метров пути. Дорога проходит через 20 тоннелей, наиболее сложный из которых — многоярусный тоннель Венде. Минимальная из кривых малого радиуса составляет 130 метров. С учётом крутизны трассы на дороге устроены 5 специальных тормозных систем. 7-вагонные поезда, ведомые электровозами, развивают скорость до 40 км/ч.

Фломсбана является самым популярным железнодорожным туристическим объектом в мире. Билет с проездом «туда и обратно» стоил в 2016 году 56 евро. Посещаемость составляет до 600 тысяч туристов в год.

Планы постройки железной дороги, которая бы соединила Осло и Берген (около 500 км), возникли в 1871 году. Железная дорога планировалась состоящей из 2 веток. Узкоколейка между Бергеном и Воссом была открыта в 1883 году, а к 1909 году была переведена на стандартную ширину колеи.

Несмотря на то, что решение о строительстве ветки было принято парламентом в 1916 году, технические характеристики дороги были утверждены только в 1923 году.

В 1924 году начинается строительство ветки. Наибольшие сложности были связаны с сооружением туннелей. Общая протяженность туннелей 6 км. 18 туннелей прокладывались вручную. Метр прокладки туннеля занимал месяц работ строителей. С целью избежания участков с повышенным риском обвалов, железная дорога по пути к Согнефьорду трижды пересекает реку и дно долины. Отказавшись от строительства мостов, строители изменили русло реки, проложив его в туннелях под железной дорогой.

Движение первого регулярного рейса относится к 1939 году, а состава на электрической тяге — к 1944 году».

Из окон поезда нам открывались пасторального характера виды:

Водопад Кьёсфоссен, ради которого поезд делает специальную остановку, из интернета:

А нам водопад достался в таком варианте:

Вот как выглядел поезд... В отличие от наших электричек, здесь, конечно, не ходили коробейники, нищие и музыканты...

Фото на конечной станции:

Потом тем же путем мы вернулись во Флом и оттуда на автобусе пустились в довольно далекий переезд к отелю. Стоит отметить, что это был один из самых красивых переездов. Можно сказать – самый норвежский:

На этом фото столбики рядом с дорогой обозначают ее границы, что актуально при выпадении снега... Чтобы бульдозеры могли ориентироваться...

На ночь мы остановились в каком-то малопримечательном городке, где после заселения пошли на прогулку и сделали пару ночных фото:

На следующий день начался грустный путь домой: путешествие потихоньку завершалось. Хотя, конечно, в этот день был у нас второй раз – Стокгольм:

И фото, сделанные в музее, кажется, - историческом, - расположенном прямо под мостом в центре города:

На следующий день мы посетили финские Турку (известен с 1229 г.) и Порвоо.

Уже неоднократно замечалось, что чем ближе к родным пенатам – тем хуже погода. Так и в этот раз: Финляндия, бывшая каких-то 100 лет назад территорией России начала нас настраивать на тучи и хмарь…

Вот фотографии Турку… С парома:

Абоский замок:

Еще несколько фото города.

Затем у нас было незапланированное посещение городка Порвоо.

Конечно, той красоты, которая была в Норвегии, уже не было… Но все равно, вот несколько фото:

На обратном пути хорошо запомнилось посещение магазина на границе с Россией. Цены вполне приемлемые. А где-то дешевле, чем в Москве. Например, на икру и сыр. Икра на нас впечатление не произвела (как и, кстати, копченая рыба), а вот сыр – вроде как ничем не примечательный Эдам – очень понравился. Не чета нашему, резиновому!

Далее мы без особых проблем пересекли границу и через несколько часов были в северной столице. Здесь нам пришлось довольно долго ждать поезда. Условий, конечно, никаких: где-то мы приткнулись, ужасный сквозняк и дубняк, цыгане шныряют кругом, толпы народа, все переполнено. Ну, в принципе, стандартное погружение в российские реалии. Мы сидели и смотрели сериал «Викинги» и вспоминали, как замечательно провели время в Норвегии…

Посадка в поезд… И на следующее утро мы дома…