Картина «На отдыхе»

1 Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Однажды Граф спросил меня: «Андрей, у меня вопрос… на отвлеченную, так сказать, тему...  У Вас на сайте на страничке Вашей графики меня заинтересовала работа "На отдыхе"... Хотел уточнить, Вы сами делали снимок вида на Балаклавскую бухту с вершины? Приходилось бывать там? Почему именно этот вид стал основой сюжета?»

Я давно хотел написать про эту картину, но, как это обычно бывает, - из-за цейтнота не доходили руки. А на самом деле, написать есть чего…

Ответ Графу был таков: «Балаклава - одно из самых дорогих мне мест. Был там в первый раз то ли в 94, то ли в 95 году в археологической экспедиции. Стараюсь там бывать хотя бы раз в пять лет. За основу взято два или три снимка Балаклавы, Алма-Аты, все собственные, но сведенные воедино в фотошопе.  В своих работах я раньше использовал только свои фото, но в какой-то момент пришлось отойти от этого правила... Например, у меня нет собственных снимков ветряков и воздушных шаров... Сложно сказать, почему я выбрал именно эти фотки. Часто бывает так: мне нравится какой-то снимок, а потом хочется туда что-то прилепить для усиления эмоций, которые переживаю при его просмотре. Это - именно тот случай».

В 2006 году я, будучи в Балаклаве, сделал несколько фотографий в районе точки корректировки огня – господствующей высоты над Балаклавой и Генуэзской крепостью. Где-то чуть больше года назад во мне созрело желание сделать какую-то фотоманипулляцию с этими работами. После предварительного отбора я остановился на двух фото (здесь и далее большинство картинок "кликабельные"):

  

Долго выбирал, потом решил совместить. Уж больно луг мне понравился на одной из них, а водная гладь и берег – на другой. Затем, в процессе монтажа, подумал, что стоит добавить изображение снежных гор и взял ее из алма-атинского набора:

Однако, что за природа без сюжета? Как правило, глазу интересно смотреть не только на природу, а на какое-то действие или интересный артефакт. В то время я всерьез увлекался Апофизисом и решил, что на картине будут присутствовать «электростанции будущего». Это некие полупрозрачные конструкции, экологически чистые, вписывающиеся в окружающую среду и сами по себе являющиеся произведениями искусства. Столбы и шары рендерились по-отдельности. В качестве вариантов были сделаны следующие эскизы:

    

    

  

После того, как я совместил шары со столбами, я тонким ластиком прорисовал у основания траву – вписав столбы в ландшафт. Для убедительности сделал несколько таких установок, «уходящих» в даль. Кстати, чтобы какая-то деталь вписалась в общую каритну, необходимо не забывать проходиться полупрозрачным ластиком по конутру… Это надо помнить.

Была идея заменить натуральную траву на синтезированную. Но эта попытка с треском провалилась. Уж больно вычурно смотрелась искусственная трава.

Далее настала очередь за персонажами. В качестве моделей мне нужны были люди, одетые не в современные одежды, а, наоборот, в ретро-костюмы или футуристические. Последних у меня не было, поэтому в качестве действующих лиц были выбраны мои друзья – супруги Козловы. Их фото я сделал в 2010 на станции «Козлова засека» близ усадьбы Л.Н. Толстого в 2010 году.

Убрал фон, отразил по-горизонтали. Вписал в картину.

Чета Козловых смотрелась как-то одиноко, поэтому я в интернете нашел фотку мальчика, видоизменил ее, уменьшил. Предполагалось, что это их повзрослеший сын Миша...

Для того, чтобы картина получилась более «воздушной» и непринужденной, я добавил летающего змея.

В этом компоненте самую большую сложность для меня представляла веревка, которую если рисовать линиями, то было бы слишком искусственно и академично, а если от руки – то коряво. А веревка должна быть более менее натянутой и ровной! В общем, с энного раза у меня, вроде получилось… Хотя и не на «5».

Потом добавил тени: т.к. свет рассеянный, они «слабые». Тени я делаю самым простым способом: копирую объект, обесцвечиваю, отражаю по вертикали, затем использую свободное трансформирование и деформирование. Когда задал место тени, играю с прозрачностью и уровнем размытия по Гауссу. Добавляю маску слоя и какие-то детали стираю ластиком. Если надо – тени растягиваю или делаю, наоборот, кургузыми.

Итак, люди и электростанции готовы. Но что за будущее без воздушных судов? Раз персонажи у нас одеты в ретро-костюмы, то не грех вспомнить не заслуженно забытые дирижабли. Но просто воспользоваться клип-артом было не интересно. Поэтому к дирижаблю были добавлены окна, вырезанные из океанического лайнера. И сделана капитанская рубка.

    

Заодно были добавлены воздушные шары и еще один дирижабль вдали.

Потом я решил чем-то заполнить морское пространство и нашел фотки ветряков.

Затем наступил один из самых приятных для автора любой фотоманипулляции моментов – применение фильтров. Ранее я писал, что помимо фотошопа есть множество интересных программ, в которых можно проводить постобработку. Тогда я увлекался программой PostworkShop. Ее достоинства – огромный выбор самых причудливых фильтров с возможностью регулировки степени их применения. Имеется портабельная версия, которой, собственно, и пользуюсь. Из минусов – достаточно тяжеловесна, долго рендерит даже на хорошем аппарате.

Итак, с помощью PostworkShop я сделан несколько вариантов картины:

  

В какой-то момент, решив, что работа готова (а, точнее, несколько ее вариаций, отличавшихся наполнением, фильтрами и наличием луга), я показал их Наталье (та, что идет под руку с Алексеем). Вот фрагменты нашей переписки по скайпу:

Н: Это как-то очень-очень....... непонятно. Я не сразу смогла всю картину узреть. Только по частям. а кто там змия запускает… я не вижу?

Автор: Змия запускает Миха… Эта фотка - исходный рендер, я еще не закончил микшировать разные стили.

Н: И что с климатом происходит??? Почему мы в зимнем, а вроде как лето???

Автор: Если у вас с Лехой есть фото где вы смотрите в даль в одежде полегче - присылай ))). У меня было только фото с Ясной поляны… Легенда такова: сентябрь месяц, вы утепленные, а Михалыча - по Комаровскому – закаляете.

Н: Последняя (энергетическая станция) мне даже очень пондравилась!!! Вообще в таком стиле что-то есть.

Автор: гм... ну, тут для меня самое важное было - идея, впечатления (передал или нет)... Например, спокойное настроение на фоне динамичной эпохи, ничто человеческое не чуждо в эру высоких технологий; гармония техники - природы - осени - человека и много других идей... Обстановка - простор, но вместе с тем и наполненность пространства... солнечность, влияющая на внутренний настрой... С технической точки зрения важно - вплетение фрактальной живописи (сфер), которые я ваял в Апофизисе, в фотошоп...

Н: Я в живописи, как и в мызыке и стихах разбираюсь на уровне "нравится - ненравится". Вот первая картинка мне "не очень" - слишком перегружена различными деталями, распыляющими внимание. Сначала обратила внимание на антенны (те, что с шарами), потом на дерижабли, кораблик и только потом увидела две странно одетые фигуры. Вспомнила, что уже такое видела. И только потом на мальчика. И то думала, что это не ребенок, а взрослый. В общем идею вообще не поняла. Настроения там нет. Есть много всего всего, в чем найти что-то трудно.

Автор: спасибо, Белинский… Впрочем, ты во много права - картину должен оценивать не автор...

Н: А третья картина мне понравилась. Не перегружена деталями. На первом плане - люди - родители и ребенок. И не важно в чем они одеты. На это внимание не обращаешь. Здесь главное - настроение - нежность, любовь, радость. Создается это за счет фона, нечеткости линий. Такой общей размытости, розовости, яркости, вернее солнечности.  И понятно, это в будущем. Добром, радостом будущем, в которое приятно заглянуть. А да, еще про фон: природа, вернее морская природа, более всего передает дух радости. В тоже время она футуристична… Уф..... Кажись усе. Как вам такой отзыв, автор? Надеюсья своей критикой тебя не обидела. Я искренне восхищаюсь твоими работами. Для меня это супер чудные картины.

Автор: Спасибо, нет, никоим образом не обидела - просто напомнила еще раз, что одно дело - увлечение деталями, а другое - не уйти от общей идеи и концепта. А на похвальбу – понимаю - сам напросился… просто, знаешь, когда над чем-то долго работаешь… А по поводу: "слишком перегружена различными деталями, распыляющими внимание. Сначала обратила внимание на антенны (те, что с шарами), потом на дерижабли, кораблик и только потом увидела две странно одетые фигуры", - в некоторой степени я именно и добивался эффекта «разбегания» глаз, т.к. картина не должна быть скучной, моносюжетной и моноцентричной. Приятно, когда даже если в целом "не торкнуло", можно поразглядывать различные детали... на худой конец.

Н: Эффект разбегания глаз сыграл в минус - всего слишком много. В этом случае чаще всего людей посещает чувство страха, выраженное в панике. Поскольку это чувство неорганично человеческой природе, то происходит отторжение. Должна быть сильная мотивация, то есть просотр должен предваряться мощным промо, чтобы захотеть и рассмотреть все детали, и почувствовать настроение, и понять главную идею автора. Многие художники, отметившиеся монументальными творениями типа "Христос в пустыне" и т.д., предваряли выставку картины предварительными простомтрами эскизов. Так у зрителя появлялось желание, интерес увитель целое.

Автор: Гм... интересная мысль насчет эскизов и пр. Но на мой взгляд, в картине ее ценность должна быть очевидна сама по себе... Если пришлешь мне фото вас с Лехой, то в итоговой обработке могу убрать дальний дирижабль и воздушные шары... А также делитнуть ветряки - это не сложно…

Н: Вот дирижабли на своих местах. Их трогать вообще не надо. Они в большей степени, чем все остальные детали передают дух футуристичности. Вот ветряки я вообще не поняла.

Автор: Знаешь, я сначала хотел сделать одни большой ветряк в дымке на отдалении, типа Александрийского маяка. Но нашел в сети неплохую картинку, которая, на мой взгляд, органично вписалась...

Н: Ветряк - это жесткость. У меня такие ассоциации.

Автор: Гм... это ж возобновляема энергия, а энергия - это "тонкие материи", как говорят у нас на работе…

Н: Кстати, как театр начинается с вешалки, так и картина начинается с названия. На мой взгляд художник в названии обозначает главную идею своего произведения. Каждй по-своему. Но это название служит как бы приглашением зрителя к диалогу… Из названий твоих картин вообще ничего не понятно… Начали узнавать местность, потом фигуры, потом другие детали. В результате главная идея ускользнула от зрителей. Мы не восприняли картину в целом, а начиная с местности обращали внимание только на детали… Поэтому диалога со зрителем у тебя и не получилось. А тебе, как любому художнику он нужен и важен.

Автор: Я вообще не задумывался над названием.

Н: А напрасно.

Автор: названия у меня условные, важно чтобы мне самому было понятно о чем речь и какой фильтр использовал для того, чтобы в дальнейшем было проще… название настолько второстепенный для меня сейчас момент, что...

Н: Это твое дело. Но тогда у тебя не получится диалог со зрителем. Все сведется, вернее уже свелось к обсуждению деталей.

Автор: Название - слишком простая задача, чтобы над ней задумываться и терять время...

Н: Я только после разговора с тобой поняла главную идею. И уже все вместе: и ветряки, и дирижабли, и вышки с шарами не показались лишними. Они стали восприниматься в совокупности… Название простая задача!!!!!!!!!! Ха!!!! иди попробуй.

Автор: ну, может и не простая, но во всяком случае - не интересная... Главное - творчество, остальное - потом. Тем более, что крутым дизайнером мне стать не грозит, поэтому названия идут по боку))) приму любое ваше!

Н: Название - это уважение художника к себе, к своей работе, к зрителю.

Автор: уважение к себе - не халтурить там, где можно. К зрителю - не халтурить там, где он не увидит. К работе - не размениваться на мелочи.

Н: мне очень-очень-очень понравилось несколько вариантов. Самая любимая - это обработка в стиле Ван Гога. Просто супер. У меня аж мурашкки по спине. Было такое ощущение, что Ван Гог переместился в будущее и отобразил его… Еще понравилась с графической обработкой. Такой "Эскиз будущего". А вообще в пэинте супер!!!!!!!!!!! и карандашь - зе бест!!!!!

Автор: рад что понравилось... я и делаю сотни вариантов, поскольку в каждом что-то есть, но лишь некоторые - попадают в десятку.

Н: Название, Кэп, название... И уже другое впечатление!!!! и 100% попадание!!!!!

Автор: Уговорила, когда буду что-то присылать тебе, буду придумывать название! Т.к. безусловно, ты права насчет названия…

Вот такой диалог был с первым зрителем, который увидел эту картину. Надеюсь, интересный…

Однако, на этом «судьба» картины не «замерла». Во-первых, в итоге я дал название «На отдыхе». Не спрашивайте почему – сам не знаю.

Во-вторых, когда я издавал книгу «Дар Прозерпины», в издательстве попросили прислать свои наработки по обложке. Тогда я вместо супругов Козловых и их сына «поставил» меня одного, раскинувшего в стороны руки. Мне показалось, что этот настрой: пустота – масштаб – сюр могут соответствовать «настрою» как романа, так и рассказа. Добавил стеклянный текст. Вот что получилось:

А когда готовил к публикации этот пост, еще раз посмотрел на картину и решил уменьшить людей и дирижабль, чтобы они на фоне природы выглядели более органично и пропорционально.

В итоге вышло так: